«Москву надо перестроить, - говорил он, - так, чтобы она стала художественно-осмысленным, удобным для человека городом. Для этого нужно использовать все великое и мудрое, что было создано человечеством на протяжении многих веков». Именно таким - крепко слаженным, гармоничным во всех своих элементах и в целом, приспособленным для физической и духовной жизни людей, видим мы город коммунистического будущего. И хотя путь к решению этой задачи долог и труден, именно этими критериями должны мы оценивать современную практику: помогает она двигаться в нужном направлении или уводит в сторону?
Реализация синтеза искусств требует величайшего творческого мастерства и высокой художественной культуры, а значит постоянной, основательной и целеустремленной работы, потому что, как отмечал В. И. Ленин, «В вопросах культуры торопливость и размашистость вреднее всего». Осуществление синтеза искусств выходит за рамки чистой художественной проблемы, приобретая характер одной из координальных тенденций общественной жизни социалистических стран.
Предстоит не просто сохранить живые и ценные для нас традиции художественной культуры и обновить приемы формирования отдельных уникальных ансамблей, но решить более сложную задачу: добиться художественной гармонизации всей жизненной среды социалистического общества, независимо от ее уровня (город, ансамбль, дом), расположения, функционального использования или состава населения.
Эту проблему нельзя свести только к развитию на новой более высокой социальной основе тех лучших качеств городов-ансамблей прошлого, искусство создавать которые умерло еще в XIX в. под давлением хаотического капиталистического градостроительства. Такая всеобъемлющая комплексная задача впервые в истории человечества выдвигается осознанно, планомерно, на прочных гуманистических принципах социализма