В других регионах муниципальные власти и профессора также перестали серьезно относиться к молодым студенческим ректорам. Вследствие этого в течение столетий их влияние систематически сокращалось. Катанийский университет на Сицилии, основанный в 1434 г., представляет собой яркий пример такой тенденции (рис. 26). Канцлер-епископ университета был обязан контролировать процесс избрания студенческого ректора, а верховное правление университета бдительно следило за действиями последнего. Более того, начиная с 1590 г. функция назначения преподавателей перешла из рук ректора и его студенческих советников к двум выборщикам из городского дворянства. После реформации университета испанской короной в 1687 г. академическая юрисдикция, до этого входившая в круг полномочий ректора и его совета, была вверена канцлеру-епископу.
В Англии со времен позднего Средневековья произошли следующие изменения в должности ректора: начиная с XV в. на должность канцлера, соответствовавшую должности ректора на континенте, избирался уже не член университетской корпорации, а внеуниверситетский влиятельный вельможа, который, как предполагалось, защищал интересы университета при королевском дворе. Реальный глава университета занимал должность вице-канцлера, которого избирали из членов конвокации в Оксфорде или сената в Кембридже.
В университетах-коллегиях ситуация была в чем-то еще более сложной. Отношения между университетом и коллегией строились в зависимости от положения, которое глава коллегии занимал в университете. В университетах Алкалы и Дублина, например, было принято решение совместить должности ректора и главы коллегии в одном лице. В университете Абердина такое совмещение демонстрировалось символическим вручением одного их трех ключей от университетской казны главе коллегии.
Функции ректора или выполнявшего его обязанности проректора или вице-канцлера носили многосторонний характер. Как глава учреждения он представлял университет внешнему миру и координировал управление различными университетскими структурными корпорациями, такими как факультеты, коллегии, нации и ряд других организаций, например, университетская печать (рис. 27). Он председательствовал в общеуниверситетском собрании, являлся главным судьей в университетском суде, нес ответственность за образовательный процесс, дисциплину, управление и финансы. Помимо этого ректор председательствовал во всех советах и собраниях и руководил продвижениями по службе. Уходя в отставку, ректор после проведения проверки сдавал большую университетскую печать, книги и денежные средства своему преемнику. Кроме того, что ректор был первым в иерархической лестнице университета, он занимал очень высокое место в иерархии муниципального или центрального правительства.