Интересная работа может быть проведена по экономической карте «Русское государство конца XVII в.» в связи с работой над понятием «всероссийский рынок». Условными знаками-рисунками (белка, колосья, силуэты коней) показываем на ней различные хозяйственные районы — коневодства, пушного промысла, зернового хозяйства. В классе под руководством учителя школьники рассматривают карту и, пользуясь текстом учебника, определяют, из каких районов страны и куда вывозились те или иные товары. Например, из зерновых районов («Найдите их на карте!») хлеб вывозили в Сибирь и на Север. «Определите по карте, что вывозили из северной Сибири» и т. д. Затем учащиеся наносят на контурную карту Европейской части СССР указанные условные знаки и обозначают стрелками перевозку и продажу товаров внутри страны. Эту работу, начатую в классе, учащиеся заканчивают дома.
Переплетение стрелок на контурной карте в виде довольно густой сети поможет учащимся с помощью наглядного средства уточнить понятие о всероссийском рынке — это и есть постоян- 1 ные хозяйственные (в частности, торговые) связи между всеми частями страны.
Излагая в VIII классе материал о развитии капитализма в России после падения крепостного права, учитель предложит школьникам сравнить две карты — крепостной России до 1861 г. и Российской империи в конце XIX в.— и выяснить: какие новые промышленные районы и какие новые отрасли промышленности возникли в России во второй половине XIX в.? Как изменились пути сообщения? По второй из этих двух карт можно дать такие задания: указать на карте крупнейшие центры рабочего движения, вспомнить, какие события произошли в этих городах в 70—90-е годы XIX в. Найти на карте места, где жил В. И. Ленин, рассказать о начале его революционной деятельности.